СКР "Разительный" - сторожевой корабль 1135, 1135м












www.yandex.ru

 

Строительство кораблей пр. 1135 и 1135М

Постройка серии кораблей проекта 1135 велась на трех заводах страны: Прибалтийском судостроительном «Янтарь» в Калининграде с 1968 года, судостроительном «Залив» имени Б.Е.Бутомы в Керчи с 1969 года и Ленинградском им. А.А.Жданова с 1974 года. Головным предприятием был выбран ПСЗ «Янтарь», и именно ему досталась труднейшая роль первопроходца. Ранее в Калининграде строились сторожевые корабли значительно меньшего водоизмещения (проекты 50, 35, 159), и очень скоро стало ясно, что выполнить новый заказ на существующих производственных мощностях невозможно. Поэтому в начале 1967 года на «Янтаре» приступили к сооружению специального стапеля, получившего название «Буревестник» — по аналогии с кодовым наименованием проекта. Параллельно с реконструкцией завода полным ходом шла технологическая обработка поступавших из ЦКБ-53 рабочих чертежей.

Новизна конструкции «одиннадцать-тридцать пятого» сочеталась с принципиально новой технологией его постройки. Так, при формировании корпуса корабля на стапеле был принят поточно-позиционный метод, когда собранные блоки по мере готовности передвигались с одной позиции на другую. В частности, на первой позиции производилась сборка второго и третьего блоков корпуса, а также погрузка платформ под маршевые двигатели. На второй устанавливались выгородки, фундаменты под механизмы и устройства, проводились испытания сварных швов и гидравлические испытания отсеков на непроницаемость. На третьей позиции — общая стыковка и сварка всех блоков между собой, установка успокоителей качки, кронштейнов гребных валов, монтаж надстроек, дымовой трубы и мачт.

Кроме того, на «Янтаре» впервые в СССР применили построечно-спусковую оснастку на шаровых опорах качения. Спусковые сани оборудовались сепарато­рами с металлическими шарами диаметром 101 мм, способными перемещаться по дорожкам стапеля, что позволило отказаться от использования традиционной насалки при спуске корабля и уменьшить трудоемкость этой ответственной операции.

После разбивки теоретического чертежа на плазе и разработки оснастки (шаблонов, каркасов и т. п.) корпусообразующий цех приступил к изготовлению дета­лей, а сборочно-сварочный — к сборке секций. Днищевые секции собирались в постелях, палубные — на горизонтальных стендах, а оконечности — в специальных кондукторах или каркасным методом. Готовые секции передавались стапельному цеху, который формировал из них блоки корпуса корабля. 21 июня 1968 года, после того, как на стапеле «Буревестник» занял свое место блок №3, состоялась официальная закладка головного корабля проекта 1135. Ему присвоили заводской номер 151, а несколько позже — наименование «Бдительный». Ответственным сдатчиком-строителем ВПК был назначен Л.Я.Змачинский, впоследствии ставший одним из директоров ОАО ПСЗ «Янтарь», его заместителем — Г.Н.Шолохов, главным конструктором механической части— А.В. Чертков. Военную приемку возглавлял капитан 1 ранга Городилов, вел заказ капитан 3 ранга Мархаров.

В технологическом отношении особенностью нового корабля было применение нетрадиционных конструкционных материалов — алюминиевых сплавов АМГ для всех надстроек, дымовой трубы и мачты, а также титана для сложных по своей конфигурации обтекателей подкильной и буксируемой гидроакустических станций. И если изготовление стальных деталей, сборка и сварка секций корпуса на стапеле особых проблем не вызывали, то при работе с конструкциями из цветных металлов возникли определенные трудности. Для расконсервации листового и профильного проката из АМГ от заводской смазки, его правки на «Янтаре» пришлось создать специализированный участок. Сборку и сварку надстроек из легкого сплава выполняла бригада сборщиков, которую возглавлял А.Н.Орехов. Несмотря на солидный опыт, судостроителям пришлось учиться заново, поскольку технология работы с АМГ в корне отличалась от применявшейся ранее. Так, после сварки надстройки на палубе ходовой рубки появились бухтины глубиной до 30 мм, и при хождении палуба «хлюпала». Как из­бавиться от этого дефекта, никто не знал. Нагрев полотна палубы газовым резаком «пятаками», аналогично правке стальных конструкций, положительных результатов не принес. Сдать ОТК и военпредам надстройку с деформированной палубой не представлялось возможным, а это грозило затянуть спуск корабля на неопределенный срок. К счастью, выход был найден: А.Н.Орехов экспериментальным путем выявил, что если бухтину выжать в обратную выгибу сторону и нагреть участок в пределах шпации аргонно-дуговой горелкой не «пятаками», а параллельными линиями, то после остывания металла деформация исчезает и больше не появляется.

 

 

Для просмотра нажмите на картинку

 

Новым для завода стало и изготовление деталей из титана. Оно оказалось «не по зубам» существующему оборудованию. Пришлось применять плазменную ручную резку, однако при такой технологии требовалась механическая обработка кромок для удаления газонасыщенного слоя, поскольку в противном случае сварка титана оказывалась невозможной. Этот метод изготовления деталей увеличивал трудоемкость работ, но другого выхода, увы, не было.

Наибольшую сложность при строительстве БПК представляла доводка вооружения, особенно ЗРК «Оса». По сути дела, на «Бдительном» установили опытный образец этой системы, переделанный из сухопутного комплекса. Его «оморячивали» прямо на корабле, решая не свойственные армейскому варианту задачи — такие, как отработка углов качки, герметичность и влагозащищенность бортовой аппаратуры и др. Меньше хлопот было с противолодочным комплексом «Метель», изначально создававшемся как корабельное оружие. Серьезные трудности вызвал монтаж систем буксируемой ГАС «Вега». На испытаниях антенну на трос-кабеле упорно уводило на 35° к правому борту, пока не подобрали обтекатели и не отрегулировали рули.

В процессе заводских испытаний в поисках оптимального варианта на «Бдительном» сменили три комплекта гребных винтов, причем первоначальный зареко­мендовал себя лучше остальных. Примечательно, что предусмотренные конструкторами меры по снижению шумности пропульсивной установки оказались даже более эффективными, чем ожидалось. Гребные винты ни на каких оборотах не входили в кавитирующий режим, и установленная противокавитационная система «Пелена» практически не использовалась.

Всего в строительстве «Бдительного» принимали участие более 400 предприятий Советского Союза, в том числе из совершенно «сухопутных» регионов. Например, трос-кабель для буксируемой ГАС «Вега» был изготовлен в одном из НИИ Ташкента.

Главнокомандующий ВМФ С.Г.Горшков внимательно следил за ходом постройки головного БПК проекта 1135 и в целом оценил работу кораблестроителей весьма высоко. Во время одного из визитов на ПСЗ «Янтарь» он оставил в книге почетных посетителей следующую запись: «Завод и его славный коллектив рабочих, служащих, инженеров выполняет весьма ответственную работу по укреплению морской мощи нашей великой Родины. Военно-морской Флот отмечает высокое качество работ. Спасибо вам за этот труд».

Действительно, заводчане блестяще справились с поставленной задачей. От закладки до сдачи головного корабля прошло всего два с половиной года — и это при необычайной сложности объекта, вызвавшей необходимость радикального изменения технологии работ. Следующие три серийных ВПК построили с интервалами в 12 месяцев. Со временем темп увеличили до двух единиц в год.

Всего к декабрю 1981 года ПСЗ «Янтарь» сдал флоту 19 кораблей проектов 1135 и 1135М. При этом трудоемкость работ постоянно снижалась. И если для головного «Бдительного» она составила 2100 тыс. часов, то на последний корабль серии — «Пытливый»потребовалось лишь 1301 тыс. нормо-часов. Общая стоимость головного заказа — около 26 млн. руб.

Интересно отметить, что при внедрении в серию «буревестников» удалось избежать мало-мальски серьезных конфликтов между строителями и проектиров­щиками (случай довольно редкий). По мнению калининградцев, Северное ПКБ (ЦКБ-53) настолько качественно выполнило все проработки, что в процессе строи­тельства не пришлось прибегать к каким-либо существенным изменениям чертежей. Корректировка рабочей и технологической документации после сдачи го­ловного корабля также прошла спокойно и по-деловому.

С 1969 года БПК проекта 1135 начали строить в Керчи. Темп — один корабль в два года. Всего СЗ «Залив» сдал флоту семь единиц, а затем перешел на выпуск пограничных сторожевых кораблей проекта 11351. Наконец, в 1974 году строительство «буревестников» развернулось в Ленинграде. Завод имени А.А.Жданова построил шесть кораблей, причем только по «чистому» проекту 1135.                 

 

 

СКР (БПК) проекта 1135    

 ПСЗ «Янтарь», Калининград       

                                                                                

номер заказа

Название

Дата закладки

Дата подписания приемного акта

151

«Бдительный»

21.07.68

05.12.1970

152

«Бодрый»

15.01.69

23.11.1971

153

«Свирепый»

15.06.70

29.12.1972

154

«Сильный»

15.03.71

30.6.1973

155

«Сторожевой»

20.07.72

30.12.1973

156

«Разумный»

26.06.72

30.9.1974

157

«Разящий»

28.09.72

30.12.1974

158

«Дружный»

12.10.73

12.07.1975

 

 

ССЗ Им. Б.Е.Бутомы, Керчь

                                                                        

номер заказа

Название

Дата подписания приемного акта

11

«Достойный»                                

31.12.1971

12

«Доблестный»

28.12.1973

13

«Деятельный»

25.12.1975

14

«Беззаветный»

30.12.1977

15

«Безукоризненный»

30.12.1979

16

«Ладный»   

29.12.1980

17

«Порывистый»

29.12.1981

        

 

Лез Им. А.А. Жданова, Ленинград

 

номер заказа

Название

Дата закладки

Дата подписания приемного акта

711

 «Жаркий»

16.04.74

29.06.1976

712 

 «Ретивый»

12.06.74

28.12.1976

713

 «Лёгкий»                                           до 15.02.92 -«Ленинградский комсомолец»                                        

22.04.74

29.09.1977

714 

«Летучий»

09.03.77

20.08.1978

715 

«Пылкий»   

06.05.77

28.12.1978

716   

«Задорный»

10.11.77

31.08.1979

 

 

СКР проекта 1135М      

ПСЗ «Янтарь», Калининград 

       

номер заказа

Название

Дата закладки

Дата подписания приемного акта

159 

«Резвый»

10.12.73

30.12.1975

160

«Резкий»    

28.07.74

30.09.1976              

161 

«Разительный» 

11.02.75

31.12.1976

162

«Грозящий»

04.05.75

30.9.1977

163

«Неукротимый»                (02.11.87 -27.03.90 «Комсомолец Литвы»)

22.01.76

30.12.1977

164

«Громкий»

23.06.76

30.9.1978

165

«Бессменный»

11.01.77

26.12.1978

166

«Горделивый»

26.07.77

28.09.1979

167 

«Рьяный»

1.03.78

31.12.1979

168

«Ревностный»

27.06.79

27.12.1980

169

«Пытливый»

27.06.79

30.11.1981

 

 

ПСКР проекта 1135.1

ССЗ Им. Б.Е.Бутомы, Керчь

 

номер заказа

Название

Дата подписания приемного акта

201

«Менжинский»

29.12.1983

202

«Дзержинский»

29.12.1984

203

«Имени 27 съезда КПСС»  / 

«Орёл»

30.09.1986

204 

«Имени 70-летия ВЧК-КГБ»  /  «Псков»

1987

205

«Имени 70-летия погранвойск» / «Анадырь»

30.12.1988

206

«Кедров»

28.12.1989

207

«Воровский»

29.12.1990

208

«Киров»  /

 «Гетьман Сагайдачний»

11.07.1993

209

«Гетьман Вишневецкий» /

«Красный Вымпел»

                 

 

http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2001_06/03.htm

 

 
Каталог морских ресурсов Сайт североморска


 
Сайт управляется системой uCoz